400volt.ru

Домашнему электрику
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мультиметр как пользоваться в автомобиле

Как выбрать мультиметр и как правильно им пользоваться?

Содержание:

  1. 1. Как правильно выбрать мультиметр?
  2. 2. Каковы технические характеристики мультиметров?
  3. 3. Как пользоваться мультиметром?
  4. 4. Как правильно подсоединять измерительные клеммы?

Как выглядит рабочее место человека, имеющего дело с электроникой? Представьте себе много разных приборов – для измерения сопротивления, силы тока, напряжения, есть еще мотки проводов, коробки с диодами, резисторами и другими важными деталями.

А что происходит во время работы? Творческий беспорядок: приходится один за другим доставать и нужное оборудование, и необходимые элементы. А что делать, когда вам нужно измерить и сопротивление, и напряжение и проверить емкость конденсатора? Вы вынимаете из ящиков стола все эти приборы на свет божий и по очереди подключаете в цепь или к нужному элементу. А сколько времени уйдет на смену измерительных щупов, замену одного измерительного прибора на другой и т.д.?

И как бы облегчило жизнь одно устройство, в котором было бы все – и амперметр, и вольтметр, и омметр и много других функций. Напоминаем вам — это оборудование существует и называется мультиметр. Все эти приборы, а также множество других функций, в том числе измерение частоты и прозвонка цепей, заключены в едином корпусе. Подробнее о том, как выбрать мультиметр и как правильно пользоваться этим устройством – читайте далее.

Как правильно выбрать мультиметр?

Первое, что следует для себя решить, – это способ подачи информации. В зависимости от этого мультиметры делятся на два вида:

  • аналоговые имеют шкалу, и измеренное значение указывается стрелкой. Надписи на шкале нанесены в зависимости от параметров, которые устройство замеряет: ток, напряжение и пр. Этот вид мультиметров незаменим при сильных помехах в эфире, когда цифровой прибор может отказать. В качестве примера можно привести модель аналогового мультиметра Ресанта YX 360 TRn;
  • цифровые выводят полученное значение на жидкокристаллический экран. Они более точно, по сравнению с первыми, измеряют значение нужных вам параметров и при этом просты в использовании. Вот почему на данный момент этот вид наиболее востребован как любителями, так и профессионалами.

Второе – это спектр возможностей мультиметра. Следует сказать, что чем он больше, тем выше стоимость прибора.

Начнем рассмотрение с довольно простых моделей, которые включают в себя базовый набор функций и могут измерить:

  • напряжение;
  • силу постоянного/переменного тока;
  • сопротивление.

Кому подойдут? Это отличный вариант для начинающего электронщика или инженера, которому требуется измерять только указанные величины.

Далее выделяются мультиметры, которые могут измерить, кроме вышеуказанных параметров:

  • емкость;
  • частоту;
  • температуру;
  • индуктивность (сразу скажем, что эта функция любителям не пригодится).

Более того, подобные устройства способны:

  • протестировать транзисторы и диоды;
  • осуществить прозвон цепей, то есть определить целостность проводов и кабелей.

Пример такого прибора можно найти на нашем сайте – это модель мультиметра FLUKE-28IIEX. Помимо перечисленных базовых функций он способен измерить постоянное и переменное напряжение, емкость, осуществить диод-тест (проверку работоспособности диодов). Есть еще подсветка дисплея – немаловажная деталь при работе в плохо освещенных помещениях или в темное время суток.

Кому подойдут? Продвинутым пользователям и профессионалам, которые по долгу службы измеряют эти характеристики. Конечно, если вы – любитель, достигший уровня профи, то и вам не стоит отказывать себе в столь полезном устройстве.

Каковы технические характеристики мультиметров?

  • Диапазон измеряемых величин – это максимальное и минимальное значение тех величин, которые способно измерить устройство. Например, с помощью мультиметра с большим диапазоном вы сможете определить как очень маленькие величины, например, силу тока в 0,1 мкА, так и большие, в данном примере это будет 10 А. То же самое касается и других измеряемых величин.
  • Разрешающая способность (разрядность) показывает, сколько разрядов – полноценных и с ограниченным диапазоном – может показать прибор. К примеру, устройство с разрядностью 3,5 может обозначить цифры от 0,000 до 1,999. Если искомое значение выходит за указанные пределы, то разряд нужно переключить.
  • Погрешность устройства напрямую зависит от аналого-цифрового преобразователя (АЦП). Чаще всего погрешность для цифровых мультиметров колеблется в диапазоне от 0,025 до 3%. Стоит сказать, что погрешность недорогих устройств составляет около 10%. Поэтому если вам нужно выбрать мультиметр для решения ответственных задач, то рекомендуем присмотреться к более дорогому прибору.

Как пользоваться мультиметром?

Рассмотрим на примерах, как с помощью прибора измерить самые распространенные величины.

    Постоянное и переменное напряжения обозначаются на некоторых моделях мультиметров как V- и V

. На шкале устройства отведена целая секция под эти величины.

Например, измеряя напряжение на клеммах автомобиля 12 В, вам необходимо выставить предел в 20 В. Это даст наиболее точный результат измерений. Конечно, можно выставить и предел в 200 В, но точность в таком случае пострадает.

Для того чтобы понять, какой именно предел установить, сначала нужно выставить любой и измерить значение. Если предел слишком маленький, то значение не определится, а если слишком большой — то оно будет неточным.

Помните! Если вы собираетесь измерить напряжение больше 2 В на пределе 2 В, то прибор ничего не покажет. На дисплее высветится единица, которая обозначает неверный выбор предела.

  • Постоянная сила тока обозначается как А-. Если вам предстоит измерить силу тока, например, со значением около 10 А, то измерительную клемму красного цвета нужно переключить в разъем, обозначенный как 10АDC.

Помните! Постоянная величина всегда обозначается DC, а переменная – АС.

  • Сопротивление на шкале обозначается греческой буквой омега – Ω. При измерении сопротивления действуют все те же рекомендации, указанные выше. В случае, когда общее сопротивление в цепи меньше 1,5 кОм (1500 Ом), мультиметр выдает сигнал. Это весьма полезная опция, которая позволяет определить целостность проводов (прозвон цепей).

Как правильно подсоединять измерительные клеммы?

Сначала необходимо внимательно прочитать надписи, которые находятся рядом с гнездами для клемм.

СОМ – общее гнездо, куда вставляется черный щуп.

V Ω mA – гнездо для измерений всех положительных значений (+) постоянных величин: напряжения, сопротивления, силы тока, кроме предела в 10А.

10ADC – как было сказано, в это гнездо клемма вставляется, когда нужно измерить большую силу тока (около 10 А).

Выбрав положение клемм, нужно выбрать предел измерений. К примеру, если вы установите переключатель на DCV 200, то сможете определить постоянное напряжение со значением не более 200 В.

Помните! На шкале нанесены сокращенные обозначение основных единиц измерения

Несмотря на кажущуюся сложность прибора, работать им просто. Решаете, какой выбрать мультиметр? Среди широкого ассортимента, представленного на нашем сайте, вы наверняка найдете модель, которая подойдет вам по всем характеристикам. Приобретя это оборудование, вы сможете:

  • научиться измерять базовые характеристики (если вы начинающий электронщик);
  • получите возможность работать не только с основными параметрами, но и с дополнительными функциями (если вы профессионал);
  • сэкономить на вызове электрика: ведь теперь с проводкой вы сможете работать самостоятельно.

Если вы определились с выбором конкретной модели, не откладывайте покупку на потом – позвоните по телефону 8-800-333-83-28. Опытный менеджер предоставит полную информацию о стоимости и сроках доставки.

Какой мультиметр для автомобиля лучше выбрать и как им пользоваться

Мультиметр является основным измерительным инструментом любого специалиста, связанного с электрическими цепями, в том числе и автоэлектрика. Никакая компьютерная диагностика не может заменить этот простой прибор.

Как пользоваться мультиметром в автомобиле или дома должен знать не только каждый водитель, но и любой уважающий себя мужчина.

Зачем он нужен

Мультиметром называют универсальный электроизмерительный инструмент для контроля величин напряжений, токов и сопротивлений в электрической цепи. Так как современный автомобиль, скорее, является электронным устройством, чем средством передвижения, присутствие в его ремкомплекте мультиметра необходимо, даже если автовладелец не является специалистом в электрике.

Научиться пользоваться мультиметром можно за несколько минут. Стоимость такого прибора небольшая, он может оказать несоизмеримо большую помощь в случае неисправности электрооборудования автомобиля.

В настоящее время специально для использования автоэлектриками и автолюбителями выпускаются автомобильные мультиметры. Они адаптированы к измерениям электрических и иных параметров, связанных с работой систем двигателя, заряда аккумуляторной батареи, электрооборудования автомобиля.

Многие мультиметры классифицируются, как автомобильные, только в качестве маркетингового приема. Измеряемые ими параметры не всегда соответствуют потребностям автоэлектриков, тем более, рядовых автолюбителей.

Обзор популярных моделей

Рассмотрим некоторые модели автомобильных мультиметров.

Производитель Caltek Industrial. Предназначен для выполнения следующих измерений:

  • тока, напряжения и сопротивления в режиме обычного мультиметра;
  • проверка наличия и параметров импульсов впрыска топлива (форсунок, инжекторов);
  • проверка лямбда зондов;
  • контроль системы заряда аккумуляторной батареи;
  • измерение тока утечки АКБ;
  • контроль качества заземления;
  • наличие шины RS-232 для подключения к ноутбуку.

В принципе, эти функции, за исключением измерения параметров впрыска и подключения к компьютеру, можно реализовать на обычном мультиметре.

Mastech MS6231

  • измерение параметров в режиме обычного мультиметра;
  • измерение температуры в пределах от минус 20 до плюс 1000 градусов Цельсия;
  • измерение частоты оборотов коленвала;
  • измерения угла опережения коленвала (контактное зажигание);
  • автоотключение питания;
  • удержание результатов измерений, максимального значения.

Наиболее полезная функция – автоотключение питания, она предупредит разряд элемента питания по окончании работ. Частота оборотов двигателя показывается на тахометре автомобиля, контактные системы зажигания используются разве что на Жигулях.

MS8211

Отличается оригинальной формой. В числе очень полезных функций этого мультиметра, помимо мощного фонарика (что иногда очень кстати), возможность бесконтактного контроля напряжения (тока) в проводнике без повреждения изоляции. Опытные автоэлектрики знают, как часто приходится прокалывать иголкой или делать микроразрез, чтобы проконтролировать напряжение в конкретном проводнике.

С помощью специального щупа этого мультиметра можно проконтролировать цепь, не повреждая изоляцию. Бесконтактный контроль напряжений можно сделать и для бытовой сети переменного тока 380 Вольт (при соответствующем положении переключателя режимов). Есть в автомультиметре и «контролька» (лампочка на прозвонку).

Видео — обзор такого мультиметра:

В качестве специальных автомобильных измерений предлагается:

  • проверка наличия коротких замыканий и обрыва цепи;
  • тест системы зажигания;
  • контроль генератора;
  • контроль параметров импульсов форсунок.

Весьма оригинальный и полезный прибор.

UNI-T UT105

Помимо обычных функций мультиметра выполняет измерение частоты оборотов двигателя. Для «чайников» на дисплее показывается, к каким разъемам подключать щупы в данном режиме измерений. Весьма оригинально, но не более.

Видео — автомобильный мультиметр UT105 в работе (обзор функций)

Fluke 88V

Американский производитель комплектует мультиметр дополнительными щупами, крокодилами, наконечником на высоковольтные провода, датчиком температуры. В целом, измерительный инструмент можно отнести к профессиональным.

Помимо обычных, мультиметр выполняет измерение параметров импульсов форсунок, в том числе, скважность, частоту вращения коленвала. Есть мегаомметр до 40 МОм, очень полезно для контроля высоковольтных проводов, свечей зажигания. В качестве прибамбасов – квазианалоговая шкала на цифровом дисплее, автоматическая установка предела измерений. Неплохой прибор.

Trisco DA-400

Практически обычный мультиметр с дополнительными функциями «прозвонки», измерения температуры, бесконтактным щупом на высоковольтные провода, измерением угла зажигания (это большой плюс), измерение величины постоянного тока до 15 Ампер (а не 10, как в большинстве – и это плюс).

Производитель в качестве характеристик заявляет ударопрочность при падении с высоты 1, 5 метра (это двойной плюс). При невысокой стоимости такой прибор является практически идеальным, как в практике автоэлектрика, так и для автолюбителя. Одна проблема – на радио- и авторынке найти его достаточно сложно.

Какой мультиметр лучше выбрать для автомобиля обычному автолюбителю

В принципе, при выборе мультиметра для автолюбительского применения не имеет принципиального значения автомобильная или обычная модель прибора будет находиться в багажнике. Если мультиметр приобретается для гаражного хранения и применения, то можно выбрать и автомобильную модель.

Главное — в автомобиле всегда должен быть мультиметр!

Неважно какой. В экстренных ситуациях отказа электрооборудования в дороге или на автостоянке обычно бывает необходимо и достаточно, чтобы мультиметр произвел:

  • измерение напряжения бортовой сети и аккумуляторной батареи;
  • контроль заряда АКБ от генератора;
  • сделал «прозвонку» предохранителей, лампочек и электропроводки;
  • измерение тока утечки;
  • контроль параметров датчиков, прежде всего, сопротивления и напряжения на датчиках.

В качестве дополнительных потребительских характеристик желательны: подсветка цифрового индикатора, ударопрочный корпус. Таким параметрам может удовлетворять простейший мультиметр стоимостью до 1000 рублей, например MAS830L.

Обозначения режимов на большинстве приборов стандартизированы, поэтому, научившись работать на одном мультиметре, можно уверенно перейти на пользование другим. Время «жизни» мультиметра в практике автоэлектрика максимум полгода, в автолюбительской – пару лет.

В первую очередь выходят из строя щупы. Обычно это происходит зимой: некачественная изоляция трескается в морозы, провода обрываются, щупы приходится менять. Затем, обычно по невнимательности, отказывает режим измерения тока 10 Ампер. После этого режим прозвонки, измерения сопротивлений и …далее лучше купить новый. Поэтому, покупать дорогой мультиметр не имеет смысла.

Как пользоваться мультиметром в автомобиле в различных режимах

Рассмотрим на примере MAS830L.

Как проверить напряжение

Для контроля напряжения на аккумуляторной батарее необходимо красный (положительный) щуп подключить к гнезду 6, черный (отрицательный) — к гнезду 5. Далее переключатель режимов устанавливается на зону 1 измерения постоянных напряжений на предел 20 Вольт (20V). Напряжение нормально заряженного аккумулятора от 12,4 до 12,8 вольт. При заведенном двигателе напряжение на клеммах АКБ должно увеличиться до 13,5 – 14,5 Вольт. Это свидетельствует о работоспособности генератора автомобиля.

Как измерить ток

Чаще всего этот режим используется для измерения токов утечки в цепи аккумуляторной батареи.

Измерение тока осуществляется в разрыв электрической цепи.

Чтобы измерить ток утечки, необходимо отключить положительную клемму аккумуляторной батареи, затем переключить режим в положение 10А (на режиме 8). Положительный щуп подключить к гнезду 4, отрицательный – к гнезду 5. Красный (положительный) щуп подключить к клемме «+» аккумуляторной батареи, черный (отрицательный) – к отключенной положительной клемме.

Будьте осторожны – положительная клемма не должна касаться металлических элементов кузова и двигателя.

На дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Считается нормальным ток утечки до 0,2 Ампер. Для более точных измерения можно перейти на меньший предел измерений. При этом следует переключить красный щуп в гнездо 6.

Видео — как мультиметром измерить утечку тока аккумулятора:

Измерение сопротивлений

Чтобы проверить исправность лампочки, следует переключатель режимов установить в зону измерения сопротивлений 2 на предел 200 Ом. Щупы подключить к лампочке. На индикаторе показывается величина сопротивления лампы.

Если на индикаторе будет отображаться 1 в верхнем регистре, значит, лампочка неисправна либо имеет большее, чем 200 Ом сопротивление.

Аналогичным образом измеряют сопротивление датчиков.

«Прозвонка» предохранителей и цепей

Переключатель режимов устанавливается в положение 7. Щупы подключаются к выводам предохранителя. В случае его исправности зазвучит сигнал зуммера. Таким же образом прозваниваются провода. Щупы следует подключать к зачищенным зонам на начале и конце провода.

Читать еще:  Как измерить напряжение мультиметром

Проверка диодов

Требуется при проверке диодного моста генератора. Переключатель устанавливается в положение 3, щупы – к проверяемому диоду. В одном включении щупов сопротивление должно быть бесконечным (как на предыдущем рисунке — на индикаторе будет отображаться 1), в другом (прямом) – от 500 до 700 Ом.

На данном мультиметре есть еще режим измерения коэффициента усиления биполярных транзисторов, но он в автолюбительской практике не используется.

Общие рекомендации

Обязательно включите мультиметр в состав бортового инструмента.

Научитесь им пользоваться, для начала хотя бы измерять напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. В холодное время года это наверняка пригодится.

Не приобретайте слишком дорогой мультиметр, тем более, профессиональный. Для обычных измерений вполне достаточно обычного тестера.

Проверьте при покупке, есть ли предел измерений тока 10 Ампер. Он часто бывает нужен при контроле цепей автомобиля.

После использования мультиметра в режимах измерения тока и сопротивления, сразу переключите прибор в режим измерения напряжения или выключите его. Измерение напряжения в цепи при случайно оставленном режиме измерения тока либо сопротивления – наиболее частая причина его выхода из строя.

Как пользоваться мультиметром в автомобиле: подробная инструкция для чайников

  1. Знакомство с устройством
  2. Аналоговые МТМ
  3. Инструкция по использованию
  4. Напряжение
  5. Сила тока
  6. Сопротивление
  7. Прозвонка

Всем привет! Думаю, многие автомобилисты и просто электрики согласятся, что наличие мультиметра очень помогает в повседневной жизни. Он может пригодиться в быту и при обслуживании или ремонте транспортного средства. Потому сегодня поговорим немного о том, как пользоваться мультиметром и делать это правильно.

Можете называть устройство тестером, мультиметром (МТМ) или цешкой. Хотя тестер и МТМ не совсем одно и то же. Но предлагаю не зацикливаться на обозначениях, а просто поговорить на актуальную тему.

С помощью таких устройств можно проверить параметры напряжения, работу электрического оборудования, сделать замеры тока и сопротивления. Вообще МТМ являются многофункциональными устройствами, и должны находиться в автомобиле каждого водителя.

Знакомство с устройством

Для начала предлагаю поговорить про сами мультиметры как электронные устройства. Далее будет представлена подробная инструкция для начинающих или, как это принято говорить, для чайников.

Посмотрим на переднюю панель устройства для измерений показателей в машине и дома. Обычно на лицевой части указано несколько значений. А именно:

  • OFF. Здесь все понятно. Прибор находится в выключенном состоянии;
  • ACV. Такое обозначение указывает на переменное напряжение;
  • Значок Ω означает тут сопротивление;
  • DCA является постоянным током;
  • Завершает все DCV или постоянное напряжение;
  • 3 разъема с соответствующими указателями;
  • Непосредственно сам циферблат или электронное табло.

Что касается 3 разъемов. Через них подключаются щупы. Набор с клещами идет в комплекте к МТМ, потому тут все должно быть понятно.

Есть одно замечание относительно того, как и когда подключать те или иные щупы к тестеру. Есть черный провод, который неизменно всегда идет в гнездо, которое обозначено символами COM.

А вот с красным ситуация более сложная. Все зависит от того, какие именно измерения своим цифровым мультиметром вы собираетесь проводить. Когда делаются замеры напряжения в электросети, сопротивления или силы тока номиналом до 200 мА, тогда вам нужен только выход VmA. Если же величина превышает 200 мА, тогда подключайтесь красным щупом к 10 ADC.

Думаю, с этим разобрались. Если сделать все наоборот, долго пользоваться тестером вам не удастся. Причиной тому станет сгоревший предохранитель. Как и в случае с предохранителем прикуривателя в авто, здесь также применяются плавкие элементы.

Аналоговые МТМ

Большинство автомобилистов и электриков отдают предпочтение цифровым мультиметрам. Это современные устройства с широкими функциональными возможностями.

Но на рынке также присутствуют устаревшие приборы. Их называют аналоговыми или стрелочными. Кому как удобнее. Но вот их характеристики и эффективность значительно уступают цифровым решениям. Пользоваться стрелочным тестером не лучший вариант, поскольку у шкалы больше погрешность.

Да и в целом пользоваться подобными аппаратами не особо удобно. Лучше сразу переходить на цифровые приборы хорошего качества.

К таковым я бы отнес следующие модели:

  • DT830;
  • DT832;
  • DT838;
  • Ресанта DT 181;
  • Ресанта DT 182;
  • ДТ9205а;
  • Ермак;
  • Mastech и пр.

Хотя не буду скрывать, что некоторые продолжают пользоваться цифровыми тестерами. Вероятно, они у них давно в наборе инструментов , либо просто автомобилист не хочет тратить деньги на цифровой аппарат, поскольку его полностью устраивает его стрелочный мультиметр.

Инструкция по использованию

Теперь немного подробнее расскажу вам о том, как своими руками воспользоваться мультиметром цифрового типа, чтобы сделать разные замеры параметров.

В нашем материале будет рассмотрено измерение:

  • напряжения;
  • силы тока;
  • сопротивления;
  • прозвонки.

Чтобы все было более понятно, про каждую процедуру поведаю отдельно. Если вам есть чем дополнить эту инструкцию, обязательно пишите в комментариях.

Напряжение

Измерить напряжение самостоятельно не сложно. Но подробная инструкция на такой случай точно не помешает.

Последовательность ваших действий будет такая:

  • Переведите переключатель в соответствующее положение;
  • В сети, где имеется переменное напряжение, стрелка должна располагаться в зоне ACV;
  • Щупы МТМ идут в гнезда СОМ и VΩmA;
  • Теперь выставляйте подходящий примерный диапазон;
  • Если сомневаетесь, переводите в максимальное значение;
  • Когда на табло появится цифра, можно отрегулировать положение;
  • Если это сеть с постоянным напряжением, МТМ применяется так же;
  • Но во втором случае переключатель лучше поставить в положение 20 В;
  • Щупы к цепям следует подключать строго параллельно.

Вы наглядно можете видеть, что ничего сложного в этой процедуре нет. А потому вы с легкостью своими руками сможете измерять напряжение, которое сейчас наблюдается в электросети. Как переменное, так и постоянное.

Тут главное не касаться голыми руками к щупу, поскольку он будет находиться под воздействием тока.

Сила тока

Для определения параметров тока первым шагом является ответ на вопрос о том, какой именно ток идет по проводке. Он бывает переменным и постоянным.

Далее вы смотрите по оборудованию или прибору, какое ориентировочное значение тут может быть. Измеряется показатель в Амперах, то есть обозначается буквой А.

  • В зависимости от параметров примерного напряжения, красный щуп идет в соответствующее гнездо Ω;
  • Сначала щуп лучше поставить туда, где токовое значение выше;
  • Если на табло увидите меньшее значение, можно переключиться;
  • При необходимости уменьшите диапазон измерения;
  • Когда МТМ используется в роли амперметра, подключение к цепи происходит последовательно.

И тут, как видите, можно легко справиться самостоятельно. Задача по замерам силы тока выполнена. Потому переходим к следующему пункту.

Сопротивление

Самым простым и безопасным мероприятием с применением МТМ является замеры сопротивления.

Тут действуйте следующим образом:

  • Переключатель ставится в любое положение в зоне ;
  • Выбирается подходящий диапазон измерений;
  • Перед операцией отключается питание в сети обязательно;
  • Иначе тестер не покажет правильное значение;
  • Если видите цифру 1 на табло, либо значения Over и Ol, тогда следует выставить более высокий диапазон;
  • В противном случае произойдет перегрузка;
  • При появлении 0 тестер переводится в меньший диапазон.

Соблюдение этих простых правил и последовательности в ваших действиях позволит быстро и без особых проблем сделать все необходимые процедуры по измерению сопротивлений.

Хорошая функция мультиметра, которая часто выручает при ремонте домашней бытовой техники. Я, к примеру, недавно починил жене утюг. И тестер оказался крайне полезным в этой работе.

Прозвонка

Я вам ничего не говорил о задней панели мультиметра. Хотя там находится еще несколько функций. Они в основном предназначены для радиотехников, которые профессионально занимаются своей работой. Для задач в домашних условиях или при ремонте авто они не понадобятся.

За исключением одного режима. Его называют режимом прозвонки. Предназначен он для поиска обрывов в электроцепи. Для этого цепь нужно прозвонить. Когда она замкнута, то есть обрыв отсутствует, тогда появляется звуковой сигнал. Если же обрыв есть, тогда звуков никаких не возникнет. Это означает, что вы нашли проблемный участок.

Для проверки нужно разместить два щупа с двух сторон прозваниваемой цепи. Это позволяет отыскать даже незначительный обрыв на протяженной электроцепи.

Но и тут есть важная особенность. Когда вы соберетесь прозванивать цепь, обязательно убедитесь, что электричество выключено. То есть сначала выключается автомат на распределительном щитке, а уже затем делается прозвонка. Так же и при ремонте автомобиля. Нужно выключить мотор и снять минусовую клемму с аккумулятора .

Чем смог, постарался помочь. С вас комментарии и вопросы. Дополнительно можете посмотреть наглядное видео.

Думаю, каждый при желании легко разберется в работе любого современного мультиметра цифрового типа. К тому же, производитель всегда прилагает подробную инструкцию к прибору. Потому работу с устройством всегда нужно начинать с изучения руководства по эксплуатации.

Как пользоваться мультиметром: инструкция для новичков

Мультиметр — это прибор для изменения целого ряда электропараметров. Часто в быту возникает необходимость пользоваться мультиметром, но не все умеют это делать. В итоге все работы остаются на потом, а еще новая техника отправляется на свалку из-за неумения обнаружить дефект. С помощью этой статьи правильно использование прибора освоит даже новичок.

Что можно измерить мультиметром

Так что же измеряет этот чудо-прибор, цена которого начинается от 300 руб. за простейшие экземпляры и заканчивается несколькими тысячами?

Даже самые дешевые модели предлагают основные функции замеров — значения постоянного и переменного напряжения, сопротивление. Продвинутые модели имеют датчики, позволяющие узнать температуру окружающего воздуха, прозванивать цепи на предмет короткого замыкания, замеряют емкость и работоспособность конденсаторов разного типа, проверяют коэффициент усиления транзисторов. Есть функция замера падения напряжения на p-n переходе, измерения звука, различных параметров транзисторов, низкочастотный генератор для измерения частоты тока и прочее. Отдельные модели генерируют синусоидальные или прямоугольные сигналы.

Устройство и принцип работы мультиметра

По конструкции устройства различаются на 2 типа

  1. Стационарные;
  2. Носимые.

Наиболее дешевые карманные модели — со стрелочным индикатором. Это маленький амперметр со вшитым набором высокоточных резисторов разного номинала. Для омметра имеется встроенный источник питания.

Питание стационарных моделей происходит от сети постоянного, переменного тока. Это высокоточные приборы для тестирования цепей и электродеталей. Используются на стендах, в лабораториях и больших сервисных центрах.

Дополнительно могут включаться в компьютерную сеть через шину RS232. На их основе создают огромные измерительные комплексы с записью и обработкой информации.

  • электронный экран;
  • наименование обозначений;
  • переключатель значений;
  • кнопка включения питания или специальное положение регулятора;
  • гнезда для щупов;
  • спец разъёмы проверки транзисторов (бывают не на всех моделях);
  • зуммер или светодиод индикатора прозвонки;
  • источник питания.

Основной элемент — шкала обозначений (наименователь). Неточное выставление параметров может привести к сжиганию радиодетали, предохранителя или самого прибора.

Принцип работы основан на применении аналого-цифрового преобразователя двойной интеграции. Это реализуется с помощью контроллера. Преобразователь сравнивает полученный сигнал с опорным и выдает значение на экран.

Аналоговый

Если сильно не вдаваться в научные определения, аналоговый прибор отличается от цифрового наличием стрелочных приборов. Стрелочные модели ценятся любителями и профессионалами за плавность хода стрелки. Минусом является недостаточно точные измерения.

Цифровой

Цифровой прибор отличается от аналогового четкими и точными показаниями, которые в цифрах отображаются на циферблате. Этим он и ценится.

Особенности китайских мультиметров

Заходя на китайские сайты Интернет-торговли, глаза разбегаются от разнообразия приборов. Вроде и характеристики совпадают, а названия и цены разные. Надеюсь, не будет ни для кого открытием, что практически все мультиметры изготавливаются на одном заводе, а бренды им заказывают торгующие организации.

Питание большинства мультиметров осуществляется от батарей AAA, а не от «Кроны», с меньшей жизнью элемента. Даже недорогие модели оснащены подсветкой дисплея, что важно для монтажников.

Ну и, как правило, цена на них не кусается, поэтому при жесткой эксплуатации не жалко поменять. Но, вне зависимости от цены, приборы у монтажников служат по нескольку лет в жестких условиях даже с разломанным корпусом.

Обозначения на мультиметре

Мультиметр — мечта электрика. Не нужно использовать несколько приборов для переключения с одной операции на другую.

Шкала прибора — важный элемент. Неправильная работа приводит к погрешностям измерения или неисправности прибора. Для этого нужно знать все обозначения на ней.

Шкала представляет собой круговые секторы со значками, обозначающими параметры. Каждый сектор отвечает за конкретный параметр. Все они разбиты линиями.

В комплекте идут щупы. Золотое правило: плюс — красный, за остальное отвечает черный. Гнезда подключения щупов:

  1. Гнездо «COM». Это минус, масса. Сюда подключается черный щуп. Это важно при измерении полярных деталей.
  2. Отверстие «VΩCX+». Это плюсовое гнездо, к которому подключается красный провод. Оно используется во всех измерениях, кроме силы тока.
  3. Гнездо «10A». Служит для замера силы тока до 10 А. Значение может быть любым —20 А, 30 А. Это очень большая сила тока. Важно не сжечь прибор. Если появилась надпись около гнезда «UNFUSED», значит измерение проводится без предохранителя. Подключить мультиметр во время операции можно исключительно последовательно.
  4. «MACX». Здесь подключается щуп для измерения малых токов — до 0,2 А.

Если не известны пределы измерений — ставьте максимум на шкале. Ни в коем случае не прикасайтесь к металлической части щупа — если в некоторых случаях это приведет к погрешности измерения, то в тяжелых — к поражению током.

Расшифровка обозначений шкалы мультиметра по секторам:

  • «DCV» — постоянное напряжение;
  • «ACV» — измерение переменного напряжения;
  • «DCA» — шкала постоянной силы тока;
  • «ACA» — значок переменного тока.

Обозначения на шкале сопротивлений в стандартном исполнении: 20 Ом, 200 Ом, 2 кОм, 20 кОм, 200 кОм, 2 МОМ, 20 МОМ, 200 МОМ. Они млгут быть разными. Для измерения ручка ставится в сектор «Ω».

Переменный ток

Значок переменного тока аналогичен переменному напряжению — волнистая черта забуквой A. Для измерения переменного тока в схему вводят выпрямительные диоды. Цешка плохо подходит для измерения этого параметра. Для этого нужны токоизмерительные клещи.

Постоянный ток

Обозначение постоянного тока аналогично постоянному напряжению — сплошная или прерывистая черточка около буквы A: «A—». Постоянный ток обозначается «DCA» или просто «DC». Регулятор выставляется в этом секторе. Для измерения параметра мы цепь — прибор подключаем параллельно. Параметр измеряется в одном проводнике, поэтому мы включаем в него мультиметр, который кроме пропуска тока занимается измерением.

Как подключить провода к мультиметру

Рассмотрим подключения электропроводов к измерителю. Такие провода называются щупами. Щуп — это электрический провод с металлическим наконечником на конце в пластиковой токозащитной оболочке.

Основные разъемы для щупов:

  1. Провод черного цвета считают нулевым, минусовым, заземлением. Подключается к разъему с обозначением «COM».
  2. Для измерения силы тока менее 200 mA существует разъем с обозначением «VΩmA». Силу тока большего значения лучше не пробовать замерять — не выдержит или предохранитель или сам мультиметр.
  3. Разъемы для замера больших токов обозначаются «10 ADC». Это значит, что тестер способен замерять ток от 200 mA до 10 A. Цифра может быть другая — она показывает предел измерения.
Читать еще:  За что любят стрелочные мультиметры

Как включить мультиметр

С помощью цешки можно измерить массу параметров. Но для этого его надо включить. Проверьте батареи питания — они должны быть свежие и выдавать нужное напряжение. Включается прибор нажатием кнопки «ON/OFF» или «ВКЛ/ВЫКЛ» на передней крышке.

Как настроить мультиметр

Рассмотрим, как правильно пользоваться цифровым мультиметром для чайников. После включения прибора переведите селектор ручки в нужный сектор измерений — напряжение, сила тока, омметр, температуру, прозвон или другие. Зная примерные параметры измеряемых величин, устанавливаем большее значение в секторе. При неправильно выбранном значении при замере напряжения в старшем разряде появится 1. Это будет обозначать бесконечное напряжение. Стрелочный тестер попросту зашкалит и упрется стрелкой в упор. Если заранее не знаем величину измеряемого параметра, то ставим самое большое значение и касаемся щупами. Если значение на экране ниже следующего предела сегмента, то поворачиваем ручку на меньшее значение. В аналоговом этот процесс повторяется, если стрелка реагирует кое-как, почти не отклоняясь от нуля.

Подробная инструкция по пользованию цешкой идет с каждым экземпляром. Важно научиться работать тем прибором, который у вас есть, ведь отличия иногда значительны.

Как пользоваться мультиметром

Для тех, кто приобрел тестер, ответ на вопрос, как пользоваться мультиметром, актуален. Суперприбор замеряет множество параметров, заменяя собой десяток обычных тестеров.

Измерения сопротивления

Функция измерения сопротивления позволяет замерить сопротивление резистора, понять его исправность и проанализировать характеристики. Имеется несколько показателей измерения — от 200 Ом до 2Мом и более. Перепутав шкалу замера, с прибором ничего не случится, просто или стрелка чуть качнется и не позволит точно отследить значение, либо зашкалит.

Предел срабатывания между щупами 70 Ом. Если он меньше — звучит звуковой сигнал. Эта функция удобна для проверки цепи на КЗ.

Измерения напряжения

Тестер позволяет измерять разные типы напряжения. Алгоритм, чтобы работать тестером, мультиметром для начинающих по измерению напряжения от батарейки:

  1. Для теста установим предел измерений на шкале. Для постоянного напряжения существует несколько значений. Для определения выбора осмотрите батарейку — на маркировке написано рабочее напряжение элемента.
  2. Выставляем максимальное значение чуть больше отображенного на источнике питания — так измерение будет точнее.
  3. Тестер подключаем к источнику питания или параллельно участку замера напряжения. Черный щуп втыкаем в отверстие «минуса» мультиметра — «COM» и к «минусу» источника питания. Красный — в дырку с обозначением «VΩmA» , другой конец — в «плюс» аккумулятора.
  4. На жидкокристаллическом экране появятся цифры с обозначением напряжения источника питания. Смотрим значение.

Если тестируемое значение напряжения неизвестно, переключатель выкручиваем в большую сторону и уменьшаем максимум по мере тестирования.

Переменное напряжение снимается похожим образом. Переключатель типа напряжения обязательно выбирает свой тип, переставляется, предел измерения. Затем щупы вставляем в отверстия гнезд цешки, а после этого — в сеть. Здесь не перепутаешь «плюс» и «минус», поэтому порядок подключения неважен.

Измерения силы тока амперметром

Красный щуп убираем из стандартного положения в гнездо измерения силы тока — «10A», «20A» или «MACX», в зависимости от предполагаемой силы тока. Всегда лучше начинать с больших значений, переключаясь на меньшие.

Проверка диода

На шкале измерений находим изображение диода. Эта проверка для диодов и цепей не более 50 Ом. Диод прозванивается только в 1 сторону. Неисправный диод станет прозваниваться в обе стороны. Исправный — в одном направлении выдаст 1 и зуммер сработает, в другом же покажет конкретное значение.

Проверка емкости конденсатора

Проверить емкость этой электронной детали можно разными способами:

  1. В режиме тестирования. Удобнее наблюдать за стрелочной моделью. При наличии пробоя стрелка отклоняется и сейчас же возвращается назад.
  2. Проверка без выпаивания. Для этого подбираем аналогичный конденсатор с такими же параметрами и впаиваем его в схему параллельно проверяемому. Если устройство заработает, то первая деталь была неисправна. Этот способ не применяется на схемах с высоким напряжением.
  3. Основной является выпаивание из схемы. Полярные конденсаторы проверяют, правильно соединяя «плюсы» и «минусы» мультиметра и кондера. При игнорировании этого правила электролит вскипает с пробоем диэлектрика и происходит взрыв. Диэлектриком является бумага, а верх детали искусственно ослаблен, поэтому разрывает только верх ее, а не взрывает схему полностью.
  4. При измерении неполярных устройств полярность питания соблюдать не надо.

Конденсаторы полярные с емкостью более 0,25 мкФ проверяются так:

  1. Разряжают элемент закорачиванием ножек металлическим предметом.
  2. Переключают переводом в режим омметра.
  3. Прикасаются щупами к ножкам с учетом полярности.

Несколько секунд конденсатор заряжается. При писке зуммера на нулевой отметке у кондера короткое замыкание. При 1 — внутренний обрыв. Такие электродетали выбрасываются. Если единичка вышла не сразу — кондер исправен.

С неполярными возни меньше. Омметр выставляем на мегаомы. Показания прибора должно превышать 2 Мом.

Измерение температуры

Прибор хоть и имеет соответствующий разъем и датчик, но для замера понадобится подключение термощупа. Распространенный диапазон замеряемых температур 20 — 1000 градусов. Специальные термощупы имеют более широкий диапазон замера.

Режим прозвона

Это одна из востребованный функций. Проверить целостность цепи можно было и раньше — омметром. Теперь кроме показания целостности цепи на экране раздается звук зуммера. Именно от этого явление получило прозвище «прозвонка цепи». Звук увеличивает скорость решения — не нужно отвлекаться на экран. Ставим рукоятку в положение прозвона и щупами проверяем цепь. Звук есть — значит все в порядке и переходим на следующий участок схемы. Режим прозвона — полезное свойство при массовых замерах в пучках проводов при поиске одного неисправного.

Как пользоваться мультиметром?

В данной статье приведена краткая история создания мультиметра, их виды, подробная инструкция о том, как пользоваться цифровым мультиметром, а также правила безопасности при работе этим прибором.

  1. Что такое мультиметр?
  2. Краткий экскурс в историю создания мультиметра
  3. Какие бывают мультиметры?
  4. Как пользоваться мультиметром?
  5. Как проверить напряжение?
  6. Как измерить ток?
  7. Замер сопротивления
  8. «Прозвон»
  9. Техника безопасности при работе мультиметром

Что такое мультиметр?

При монтаже или ремонте электрических цепей пользуются разными измерительными устройствами, выявляя и отслеживая определенные параметры. Мультиметр – это прибор, который придет на помощь для этих целей.

Краткий экскурс в историю создания мультиметра

Комбинированное измерительное устройство (подобные приборы называют тестером, С-шкой, мультиметром), изобрел английский инженер Дональд Макди. Работая на почте, ему приходилось таскать на себе кучу различных устройств для обслуживания различных узлов связи. И в 1920 году он изобрел первое в мире смешанное устройство ампер-вольтметр. Позже он продал свое изобретение британской компании, которая в 1924 году произвела первый совмещенный прибор, объединивший в себе амперметр, омметр и вольтметр, назвав свое детище «Автометр».

В Советском Союзе массовое производство объединенных измерительных приборов началось в 1947 году при заводе министерства авиастроения. Назывался этот прибор «тт-9», и в отличии от автометров он мог измерять постоянные и переменные напряжения и силу тока.

Какие бывают мультиметры?

Звучит странно, но мультиметры можно разделить на аналоговый и цифровой. Аналоговый от цифрового отличить довольно-таки легко: аналоговый это-циферблат со стрелкой, цифровой это-жидкокристаллическое табло. Естественно, предпочтение отдается сейчас цифровому мультиметру, поскольку по многим показателям он ушел намного дальше от аналогового, так как «цифра» намного точнее.

Как пользоваться мультиметром?

Ниже приведена инструкция, благодаря которой можно понять, как пользоваться мультиметром? Главное преимущество цифрового мультиметра состоит в простоте и функционале.

С самого начала нужно выяснить, что именно можно померить этим устройством и какие индикаторы присутствуют на его передней части.

  • OFF — говорит о том, что прибор находится в выключенном положении;
  • ACV — говорит о переменном напряжении;
  • DCV — показывает постоянное напряжение сети;
  • DCA — постоянный ток;
  • — этот раздел высчитывает сопротивление.

В правой нижней части находятся три больших гнезда для подсоединения щупов с проводами: красный и черный. Значит, для получения точного результата важно знать, в какую клемму какой щуп ставить. Главное, не забывать о том, что черный провод всегда вставляется в гнездо – СОМ, а красный провод пристраивается в одно из двух оставшихся гнезд.

Для домашнего использования подойдет гнездо VΩmA. В этом положении можно замерить-прозвонить напряжение и силу тока до 200 мА. Но если надо замерить ток до 10А, то красный провод вставляется в гнездо 10асd. Главное не забывать о том, что эти три разъема самые важные во всем устройстве, и при неправильном подключении щупов в гнезда устройство быстро выйдет из строя. Рассмотрев главные обозначения на передней панели мультиметра, можно взяться за самое главное и простое измерение.

Как проверить напряжение?

Теперь следует разобраться в том, как проверить напряжение мультиметром. Для того, чтобы проверить прибор в действии, нужно иметь свободную розетку. Таким образом, черный шнур ранее находился в гнезде — СОМ, а красный в — VΩmA. Указатель на переключателе выставляется на сектор ACV и точку 750. Устанавливаем концы щупов в розетку и на дисплее наблюдаем значения в цифрах, которые покажут напряжение. Если появившаяся надпись ниже 200 В, значит, переключатель можно поставить на точку 200 для получения более точных параметров.

Для замера постоянного напряжения оставить щупы в прежних гнездах, а переключатель следует передвинуть к цифре требуемого замера. Посредством соединения к минусу черного щупа, а к плюсу красного значение на табло покажет плюс и цифры. Если же перед цифрами стоит отрицательное обозначение, это говорит о том, что красный провод находится на минусе, а черный на плюсе. Далее следует разобраться в более сложных измерениях.

Как измерить ток?

Теперь можно приступить к замеру тока. В данном случае действия немного сложнее, но, так как тут разбирается вся инструкция, следует рассказать об этом параметре. Хотя, в бытовом пользовании это измерение проводится достаточно редко.

Для начала надо выяснить, какой ток следует замерить, постоянный или переменный? Определить диапазон: если он заведомо превышает показатель 200мА, то красный провод устанавливается в гнездо 10adc.

ВАЖНО. Ни в коем случае не стоит забывать о том, что ток замеряется последовательным соединением, потому что токовую цепь разделять запрещено. И, прежде чем замерить показания мультиметром, его нужно включить в цепь. Для этого потребуется провод, запитывающий замеряемый прибор, отсоединить и в разрыв включить мультиметр. Концы должны быть плотно затянуты.

После всех произведенных манипуляций можно включать мультиметр и замерять ток. Если все приготовления были сделаны правильно, то мы увидим результат на экране и точные параметры потребляемого тока замеряемого прибора. Отключать мультиметр нужно только после того, как замеряемый прибор будет обесточен.

Замер сопротивления

Замер сопротивления — это самое простое и необходимое действие с мультиметром, которое можно увидеть в домашнем обиходе.

Для замера сопротивления следует поворачивать флажок указателем на обозначение Ω и указать требуемую установку. Главное, перед всеми замерами проследить, чтобы на проверяемом элементе не было напряжения. В противном случае функция замера сопротивления будет утрачена посредством выхода из строя мультиметра

Дальше следует присоединить провода к элементу и посмотреть на табло, какое сопротивление он выдает. Если на экране высветятся символы OVER, это укажет на то, что установка слишком мала и нужно передвинуть флажок на одно деление выше.

«Прозвон»

Прозвон мультиметром так же является простой и требуемой манипуляцией в быту. При помощи этого функционала можно узнать, цел ли провод. Если мультиметр издает звук при подсоединении к концам одного провода щупов, а на табло нули, значит, проверяемый провод в исправности.

Техника безопасности при работе мультиметром

  1. Нельзя проводить измерения прибором в помещении с повышенной влажностью.
  2. Во время замеров не переключать пределы измерений.
  3. Не измерять силу и напряжение тока, если они больше тех значений, на какие рассчитан мультиметр.
  4. Провода и сами щупы должны быть с целой изоляцией.

Забавный опыт с человеческим телом при помощи данного устройства

Если человек склонен к познаниям и желает узнать, какое напряжение производит его тело, то можно поставить флажок мультиметра на деление 200МОм в режиме измерения сопротивления. Черный провод устанавливается в гнездо СОМ, а красный щуп в разъем VΩmA. Далее нужно взяться за оголенные иглы щупов и посмотреть на экран мультиметра.

Высветившееся значение покажет напряжение, которое производит испытуемый организм человека. Эти манипуляции абсолютно безопасны для человека. И для интереса можно провести такой опыт со всеми своими родными и близкими.

Как проверить автомобиль мультиметром

В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.

Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.

Содержание

  • Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром
  • Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
  • Датчик ABS
  • Датчик коленвала
  • Кислородный датчик
  • Датчик детонации
  • Датчик скорости
  • Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
  • Как проверить мультиметром генератор на машине
  • Вместо послесловия

Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром

Проверка включает в себя:

    • Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла — аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
    • Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
    • Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
    • Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора — прибор покажет значение тока утечки.

Нормальный показатель — 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.

Показания пришли в норму — вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали, а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.

Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:

  • аккумулятор;
  • датчики;
  • высоковольтные провода;
  • генератор.

Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.

Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

Читать еще:  Удлинитель электрический своими руками

Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.

Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.

Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.

Как проверить датчики автомобиля мультиметром

Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:

  • коленвала;
  • скорости;
  • детонации;
  • ABS;
  • кислородный датчик.

Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.

Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

Датчик ABS

Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.

Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.

С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.

Датчик коленвала

Важный элемент — без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным, возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.

Кислородный датчик

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

Датчик детонации

Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.

С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» — к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.

Датчик скорости

Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.

После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.

Единственное – ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения – датчик неисправен.

Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром

Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают — пора проверить высоковольтные провода. Точнее — измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:

  • отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
  • включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.

Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:

  • качество изоляции проводов;
  • длина;
  • наличие микроповреждений;
  • тип проводов.

Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.

Как проверить мультиметром генератор на машине

Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.

  • Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
  • Подключаете мультиметр к аккумулятору.
  • Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
  • После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.

И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.

Вместо послесловия

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Что такое мультиметр и что им можно измерять дома или в автомобиле?

Доброго всем времени суток! Сегодня тема статьи техническая и посвящена будет одному из распространенных приборов. Правда не многие о нем знают, или что-то слышали, но не представляют себе что это за прибор. Часто его называют «тестер», часто «мультиметр. На досуге или на работе — вещь довольно нужная.

Мульти́ме́тр (от англ. multimeter), те́стер (от англ. test — испытание), аво́метр (от ампервольтомметр) — комбинированный электроизмерительный прибор, объединяющий в себе несколько функций. В минимальном наборе включает функции вольтметра, амперметра и омметра.(Из Википедии).

Мультиметры могут быть как переносными для измерения базовых показаний, так и стационарными. Мультиметр еще называют универсальным тестером. Самыми типичными измерениями являются напряжение, сила тока и сопротивление. Таким образом, для того что бы выяснить, что же происходит в электрической цепи, имеется ли в ней напряжение и какое там сопротивление, нам как раз и понадобится этот прибор.

Виды и типы мультиметров

Сегодня очень много видов мультиметров, У кого какой функционал. Есть приборы для профессионалов, кабельщиков, радиолюбителей. Есть попроще. Как и всех других приборов, тестеров два типа. Это аналоговый и цифровой. Правда аналоговых – это которые со стрелкой – сейчас уже, практически нет. Они редки, их использут те, кто так и не смог привыкнуть к цифровым.

Для стрелочных мультиметров характерна иногда большая точность измерения. Но, В основном промышленность выпускает уже более современную модификацию – цифровой тестер. Принципиально он ничем не отличается, только на экране у него не стрелка, а цифры. В принципе, это несколько удобнее. Сравните верхнюю фотографию аналогового тестера и эту – цифрового:

Согласитесь, что цифровое обозначение гораздо более удобное, чем стрелочное, где еще надо показание стрелки по шкале определить. Правда для тех, кто долго работал на аналоговом тестере это не составит особого труда. Однако… Есть модели, на которых имеется и стрелка, и цифры. Это удобно в плане обновления информации. На цифровом дисплее она обновляется до 4 раз в секунду, а на аналоговом до 20.

В результате оценить измеряемую величину мы можем несколько быстрее и качественнее, пусть не так и точно.Некоторые современные модели даже отображают графический сигнал, как на осциллографе. Поскольку сейчас все компьютеризировано, то есть и такие модели, которые работают из-под компьютера и сразу передают показания на него.

В общем, различных моделей тестеров очень много. Главное, при выборе учитывать показатель точности прибора. Ну и конечно, функционал. Ведь с помощью этого прибора кроме базовых измерений можно искать проводку в стенах, мерить емкость конденсаторов, снимать характеристики магнитных полей, мерить частоты….. Все зависит от направленности и вашего уровня. Мы сегодня остановимся на самых простых и нужных измерениях.

Что можно измерять мультиметром, виды измерений

Как уже говорилось, мультиметр измеряет в основном электрические характеристики. Правда есть и такие модели, которым дано «понять» и температуру. Однако, изначально аналоговые тестеры предназначались именно для снятия электрических показателей. На заре эксплуатации аналоговых приборов, они были в основном у специалистов электриков.

Теперь же, появление цифровой техники, позволило приобрести их любому, кто так или иначе связан с работами по электричеству. Даже элементарно, если вы занимаетесь ремонтом компьютеров или телефонов, то вам без этого прибора не обойтись.

Где можно применить мультиметр? Да везде, где необходимо измерить напряжение и силу тока. Это и электродвигатели, и радиодетали, и различные переключатели, катушки индуктивности, микросхемы, а так же реле и многое другое.

Тестером можно измерить напряжение постоянного и переменного тока, сопротивления проводника или участка цепи, силу тока на нем, причем с включенной нагрузкой. А цифровые тестеры могут измерять еще и емкость конденсаторов.На этом фото показан внешний вид недорогого, распространенного тестера:

Прежде чем начать работу, нам необходимо установить режим. Для этого используется переключатель с нанесенной на нем точкой. Стоящий вертикально вверх переключатель (положение off) означает, что прибор выключен. Кроме этого имеется еще ряд режимов, которые означают следующее:

  • V или ACV — режим измерения переменного напряжения;
  • A с прямой чертой — измерение постоянного тока;
  • A с волнистой чертой — измерение переменного тока;
  • V или надпись DCV — для измерения постоянного напряжения;
  • — измерение сопротивлений.

В измерении любого из этих показателей ничего сложного нет. Для этого ставим переключатель в нужный режим и необходимый диапазон (указывается цифрами). После этого один щуп прикладываем к одному входу, а второй щуп – к другому.

Цифры, высветившиеся на дисплее покажут получившееся значение. Иногда может высветиться 0. Это значит, что надо уменьшить диапазон. Если же на экране увидим следующее: «ol» или «over», или «1», значит диапазон, наоборот, надо увеличить.

Как пользоваться прозвонкой при работе с мультиметром

Прозвонка — самый ходовой режим. Бывает, что возникают такие ситуации когда перестает работать розетка или выключатель, пропадает контакт, или вообще происходит обрыв в цепях питания. Для этого необходим тестер, чтобы проверить, или как говорят электрики, прозвонить участок цепи или сам прибор.

Наверняка, многие слышали подобный термин. Проще говоря, он означает проверку мультиметром на наличие или отсутствие контакта между проводами. Еще говорят «проверка на обрыв». Если прибор не запищал — обрыв.

Перед использованием режима прозвонки не забываем отключить проверяемый объект (провод или устройство от электричества!

Далее, чтобы произвести проверку, переводим мультиметр в режим прозвонки (на рисунке показано красной стрелкой и подписью прозвонка). Касаемся щупами концов проводника. Если мультиметр издаст при этом звонок, следовательно обрыва нет. Если же будет молчать, значит обрыв имеется. Кстати, Удобно использовать щупы с зажимами типа «крокодил», руки при этом становятся свободны, а контакт щупов с проводом — надежнее

В общем, как видите ничего сложного. По дому бывает при починке или проверке чего-либо пользуюсь прозвонкой. В случае с люстрой или розеткой к примеру все очень просто ток либо есть, либо нет. И прозвонка помогает быстро установить перебитый провод.

Как использовать мультиметр в автомобиле

Часто мультиметр используют и при ремонте и обслуживании автомобилей и другой техники. Оно и понятно, электрики там полно. К тому же мультиметр компактен, его можно использовать как и контрольную лампу.

Что здесь измеряем с помощью мультиметра? Это исправность генераторов, стартеров, аккумуляторных батарей. Здесь мы получаем данные о напряжении и силе тока. Кроме того, проверяется и система зажигания. С этой целью прозваниваются свечи, сопротивления изоляторов, катушки зажигания.

Проводка на предмет ее обрыва или же короткого замыкания проверяется в уже знакомом нам режиме прозвонки. Так же, можно установить, целостность спирали в лампе накаливания, не вытаскивая лампы из блока фары. Для этого разъединяем разъем питания фары и измеряем все показатели. Это очень удобно, если для того что бы достать фару, нужно долго ковыряться. Для таких измерений подойдет любой мультиметр. Однако промышленность выпускает и специальные автомобильные тестеры, как, например, такой:

Самая часто встречающаяся проблема среди автомобилистов — это исправность аккумулятора. Например, зимой эти болезни очень явно обозначаются, особенно, если автомобиль стоит на улице. С помощью мультиметра можно оперативно оценить степень разряда аккумуляторной батареи. Все операции проводим перед пуском двигателя. Мультиметр выставляем в режим изменения постоянного тока (DC):

Зная, что напряжение на клеммах полностью заряженной, исправной батареи равно 12,8 — 13 вольт, мы измерив напряжение, можем приблизительно узнать степень разряда аккумулятора, не снимая его с автомобиля. Для этого нужно щупы мультиметра поднести к клеммам аккумулятора и считать показания:

  • напряжение 12,6 вольт говорит о 75% заряда батареи;
  • напряжение 12,2 вольта говорит о 50% заряда;
  • напряжение 12 вольт указывает примерно на 25 % оставшегося заряда;
  • менее 12 вольт — аккумулятор полностью разряжен.

Можно например, проверить работоспособность автомобильного аккумулятора при покупке — мало ли что. В видеоролике наглядно показано, как это делается:

Автомобилистам необходимо иметь в бардачке такой прибор хотя бы ради аккумулятора. При этом следует помнить, что на величину напряжения, которое на клеммах могут влиять подключенная к аккумуляторной батарее электроника автомобиля и температура окружающей среды.

Как известно, при сильных морозах величина напряжения на клеммах понижается — ведь аккумулятор — это химический источник тока. В общем, научиться работать с мультиметром нисколько несложно, а имея под руками такой прибор, вам не нужно для диагностики вашего оборудования приглашать мастера, а самому быстро оценить ситуацию.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector